добавить в избранное  написать нам
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №61

РОМАШКА

г.Мытищи, улица Колпакова, д.26, корпус 1
ГЛАВНАЯ    ФОТОГАЛЕРЕЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ   КОНТАКТЫ

Проект «Открытый детский сад - открытые родители»

 

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 61 «Ромашка» комбинированного вида

Мытищинского муниципального района Московской области

 

 

Направление: «Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников МДОУ»


Тема инновационного проекта:  «Открытый детский сад - открытые родители»

Тип проекта:  долгосрочный, открытый, коллективный, научно-практический

Участники проекта: семья, педагоги, администрация МАДОУ, воспитанники МАДОУ

 

Вступление

Система дошкольного образования, как из одного института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования  социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

В процессе взаимодействия в системе образования включаются представители различных социальных  групп, которые имеют свои собственные  интересы в этой сфере: государство, учебные заведения города, попечительские советы, органы самоуправления, медицинские учреждения.

Нам близка позиция Александровой Т.И., которая выделяет два уровня социального партнерства ДОУ в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

- обеспечение субъектно - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ (внутренний уровень)

- обеспечение взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень)

В своем проекте мы будем разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность МАДОУ внутренний уровень социального партнерства.

Цель проекта – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные отношения  взаимодействия участников образовательного процесса.

Поставленная цель будет решаться через задачи:

- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества (в нашем конкретном случае со стороны МАДОУ, в первую очередь, и социальных организаций города и области)

- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;

- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;

- укреплять психологическое  здоровье детей и родителей;

- повышать уровень психического благополучия родителей и детей

- создать условия в коллективе МАДОУ по организации взаимодействия с семьей

- разработать принципиально новые формы  работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

   Субъектно - субъектное взаимодействие  МАДОУ и родителей необходимо  с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья».

  Второй вид характеризует включение взрослых в воспитательно -образовательный процесс детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположник английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей — «Семья — детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными. Третий вид связей — координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно.

Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

 

Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

 Задачи данного этапа:

1. Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства;

2. Определение содержание и формы работы с  родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

3. Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для; определений направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия.

 

Второй этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта;

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей  по различным направлениям деятельности детского сада;

4. Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями.

5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.

6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

7.Разработка методических материалов для реализации данных проектов;

8.Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.

 

Третий этап– заключительный. Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

1. Проведение анализа проделанной работы;

2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.

3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

1. Обеспечение субъектной позиции всех участ­ников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каж­дому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак­тивность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Важнейшими условиями формирования субъек­тной позиции в любом виде деятельности являются:

- осознание важности и значимости предсто­ящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;

- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;

- ориентация на интересы и потребности се­мьи, родителей и детей, обеспечение им воз­можности добиться положительных резуль­татов, успеха в работе. 

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процес­са, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:

- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ре­бенка, его достижениях и трудностях, вы­явление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят уси­лия педагогов и родителей, а с другой сто­роны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместного принятия решений, согласован­ности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействую­щих сторон;

- согласованности требований к ребенку, обес­печения единства педагогических влияний на него;

- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагоги­ческого процесса;

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организа­ции совместной деятельности и общения;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;

- опору на положительные стороны родите лей и детей;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- подход с оптимистической гипотезой к се­мье, к решению возникающих проблем;

- принятие, учет традиции семьи, толерант­ность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

4. Научно практический принцип

- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;

- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;

- организация психологической  и педагогической помощи всем участникам проекта ;

5. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

6. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

 

 

Формы работы по проекту

Традиционные:

*          Родительское собрание

*          День открытых дверей

*          Совместные дела семьи и учреждения

*          Опосредованное взаимодействие

*          Родительские конференции, сходы, съезды

*          Консультации (тематические и индивидуальные)

*          Семейные праздники

*          Посещение на дому

*          Горячая линия

*          Организация библиотеки для родителей

*          Анкетирования родителей

*          Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа

Инновационные

*          Семинары для родителей

*          Групповые тренинги

*          Семейный клуб

*          Родительский клуб

*          Социально-психологические тренинги

*          Диспут-размышление

*          Индивидуальная терапия

*          Выпуск педагогического журнала

 

Ожидаемые результаты:

*          Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

*          Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

*          Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения,  воспитания и развития  детей дошкольного возраста;

*          Сплоченность семьи , как системы

*          Создание условий для успешной социализации  детей дошкольного возраста.

*           Психическое и личностное развитие всех участников проекта.

 

 Критериальная система оценки эффективности социального взаимодействия ДОУ  с семьей


Критерий 1
Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
Показатели:
* Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
* Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т.д.).
* Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
* Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
* Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
* Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт. 

 Качественные характеристики проявления умений и навыков

Уровни

В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются ярко, устойчиво Оптимальный
В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются в достаточной степени Допустимый
Воспитатель испытывает недостаток указанных умений и навыков, что создает проблемы в процессе его практической деятельности с родителями  Критический

 Критерий 2

Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
Показатели:
*Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
*Наличие банка данных педагогического опыта семей;
*Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий;
*Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.


Критерий 3

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ
Показатели:
*Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
*Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка,
безопасности его пребывания в ДОУ.
*Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.
Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог – ребенок.
* Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОУ.
*Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.
*Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
*Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
*Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

 

Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей

Уровни

Родители в полной мере удовлетворены качеством образовательных услуг в ДОУ

Оптимальный
Удовлетворенность качеством образовательных услуг частичная. Допустимый
Родители не удовлетворены качеством образовательных услуг. Критический


Критерий 4


Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Показатели:
*Рост воспитательного потенциала семьи.
*Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.
*Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.
*Активная субъектная позиция родителей.
*Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.
*Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
*Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
*Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам  ДОУ как показатель их педагогической компетентности.
*Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.

Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей

Уровни

Результаты деятельности ДОУ с семьей существенны, проявляются полно, ярко. Оптимальный
Результаты деятельности удовлетворительны. Допустимый
Работа с родителями ведется формально. Критический

 

Примерное планирование поэтапной реализации проекта

 Первый этап – подготовительный 

Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса

Задачи Мероприятия Сроки исполнения Участники
1 Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства

Посещение семей.

Анкетирование.

Сбор семейного анамнеза.

Мониторинг социального состава семьи.

Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы

Июнь- сентябрь 2013 ода

Июнь- сентябрь 2014 года

Методист, воспитатели, педагог-психолог, родители, представители ребенка
2

Определение содержание и формы работы с  родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

Педагогические заседания

Школа молодых родителей

Лекторий «Открытый детский сад»

Семейный клуб

Сентябрь 2013 года

Сентябрь 2014 года

Администрация, методист, воспитатели, педагог-психолог,

Специалисты,

родители

3 Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для; определений направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия

Беседы

Индивидуальные консультацииДиагностика

Встречи «Вопросов и ответов»

Заседание «Родительского клуба»

Июнь - октябрь 2013 ода

Июнь - октябрь 2014 года

Методист, воспитатели, педагог-психолог, специалисты, родители, представители ребенка 

 

Второй этап -  практический

Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса

 

Задачи Мероприятия Сроки исполнения Участники
1 Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта

Педагогическое совещание,

Лекторий-«Ознакомительная лекция для пед. Коллектива»

Тренинг для педагогического состава

Август - сентябрь 2013 года

Август - сентябрь 2014 года

Администрация,

методист, воспитатели, специалисты ДОУ

2

Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом,

Участие в научных и научно-практических конференциях районного, областного и городского уровнях, публикации статей на сайте ДОУ и научных журналах

В течение реализации проекта

Администрация,

методист, воспитатели, специалисты ДОУ

3 Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей  по различным направлениям деятельности детского сада

Семинары – практикумы, обучающие тренинги и мастер – классы,

Конкурс проектов

Встреча за круглым столом

Сентябрь - декабрь 2013 года

Сентябрь - декабрь 2014 года

Педагогический коллектив ДОУ
4 Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями

Заседание семейных клубов,

Информационные калейдоскопы

В течение

реализации проекта

Педагогический коллектив ДОУ

Представители родительского комитета.

 Секретари семейных клубов

5 Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов

Мастер-классы и семинары для родителей.

Индивидуальные консультации

Создание памяток и рекомендаций

В течение

реализации проекта

Педагогический коллектив ДОУ
6

Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом,

Участие в научных и научно-практических конференциях районного, областного и городского уровнях, публикации статей на сайте МАДОУ и научных журналах.

В течение реализации проекта Администрация ДОУ
7 Разработка методических материалов для реализации данных проектов Методические заседание, педагогические совещания, мозговой штурм В течение реализации проекта

Администрация ДОУ,

представители родительского комитета

8

Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом

    Администрация ДОУ

Третий этап– заключительный

Подведение итогов социального партнерства

Задачи Мероприятия Сроки исполнения Участники
1 Проведение анализа проделанной работы

Мониторинг

Скрининг

Диагностика

Заседание клубов

Апрель 2015 года

Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ

Администрация района

2 Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования

Создание страницы на сайте,

Выступление на методических объединениях,

Научных и научно-практических конференциях  

Февраль – июнь 2014 года

Февраль – июнь 2015 года

Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ

Администрация района,  Научный коллектив РГГУ, институт психологии им. Л.С. Выготского г. Москва, научный коллектив педагогического университета им. А.П. Гайдара  г. Арзамас 

3 Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом

Научно-практический анализ реализации проекта,

Открытое обсуждение с привлечением экспертов

Март - май 2015 года

Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ

Администрация района.  Научный коллектив РГГУ, институт психологии им. Л.С. Выготского г. Москва, научный коллектив педагогического университета им. А.П. Гайдара  г. Арзамас

 

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи, научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей на тему “Социальный портрет семьи” и анализ детских рисунков на тему “Моя семья”, “Мой дом”, что помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.

Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Родителей детей, посещающих  дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы:

Первая группа —   родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Четвертая группа - родители полностью отдавшие воспитание своих детей бабушкам или приходящим няням.

 

Продукт проекта:

Издание научно-практических материалов – Социальное партнерство: семья и детский сад (сборник статей и тезисов)

Издание методического пособия -  Программа социального партнерства: семья и детский сад. 


Отзывы и предложения
Если завтра в детский сад
Уроки логопеда
Мир природы
Музыка в нашей жизни
Устами младенца
Консультации для родителей
Вернисаж
Семья и семейные ценности
Контакты
Наши проекты
Полезные ссылки
Летние досуги
План мероприятий
Наши награды
Каникулы
Страничка педагога - психолога


Записей не найдено.

Читать все новости...



создание сайтов Profitsite © 2008 - 2017 ДС№61 Ромашка
Все права защищены